ПопулярноеРедакцияСвежее
ЛучшееОбсуждаемое

«Red Crew» спасла запуск Artemis 1 на Луну

17.11.2022, Space.com, Brett Tingley

Не все космические герои носят скафандры. Иногда они носят каски.

Ракета Системы космического запуска (SLS) NASA стоимостью 4,1 миллиарда долларов находилась в ожидании на стартовой площадке 39B в Космическом центре Кеннеди во Флориде, во вторник (15 ноября) перед запуском, когда датчики обнаружили еще одну утечку топлива. Такие утечки были проклятием этой ракеты во время предыдущих попыток запуска, и когда во время этого обратного отсчета возникла еще одна утечка, многим казалось, что мы станем свидетелями еще одного отмененного запуска — или, что еще хуже, отката в здание сборки ракет для ремонта.

Но этого не произошло, как показало зрелище в небе над Флоридой рано утром в среду (16 ноября). Пока весь мир гадал, можно ли устранить эту утечку топлива, руководители миссии Артемиды-1 приняли рискованное решение: они отправили «Красную команду» -специализированную группу техников, на так называемую «нулевую палубу» полностью заправленной ракеты, чтобы попытаться остановить утечку жидкого водорода.

К счастью, Red Crew удалось.

Члены «Красной команды» NASA разговаривают с интервьюерами на телевидении NASA после запуска ракеты Space Launch System.
Image credit: NASA TV

Незаметным героям удалось провести дерзкий ремонт, и всего через несколько часов «Артемида-1» отправилась на орбиту вокруг Луны.

Трент Аннис, один из членов Red Crew, сказал, что, хотя находиться под заправленной ракетой было ужасно, его команда, как обычно, была сосредоточена на текущей работе.

«Я бы сказал, что мы были очень сосредоточены на том, что происходило там наверху, — сказал Аннис телеканалу NASA после запуска. — Хотели удостовериться, что мы знаем, что происходит. Потому что ракета, знаете ли, жива, она скрипит, издает звуки вентиляции, это — это довольно страшно. Так что на нулевой палубе мое сердце колотилось. Мои нервы были на пределе, но да, мы были там сегодня».

Автомобиль с членами Красной команды прибывает на стартовую площадку 39B во вторник, 15 ноября 2022 года, в Космическом центре Кеннеди NASA во Флориде. Image credit: NASA/Joel Kowsky

Аннис и два других члена команды, Билли Кэрнс и Чад Гарретт, были отправлены на мобильную пусковую платформу на базе SLS, чтобы затянуть «уплотняющие гайки», оборудование, которое помогает создать герметичное уплотнение на клапанах пополнения, через которые жидкий водород закачивался в основную ступень лунной ракеты Artemis 1 после основной процедуры заправки. Поскольку водород является маленькой молекулой, ему удается найти выход даже из самых плотных соединений, а это означает, что NASA должно продолжать пополнять водородные топливные баки на протяжении всего обратного отсчета запуска даже после того, как основные процедуры заправки были завершены.

Во вторник вечером (15 ноября) окно запуска Artemis 1 истекало, и Кэрнс, Гаррет и Аннис прибыли на мобильную стартовую платформу под очень опасной ракетой-носителем SLS в 22:12 по восточному поясному времени (03:12 по Гринвичу 16 ноября), чтобы быстро остановить утечку — или потерять эту возможность запуска. Оказавшись на платформе, команда обнаружила, что уплотнительные гайки «явно ослаблены», согласно заявлению комментатора запуска Деррола Нейла на медиа-канале NASA TV.

К счастью, в этой нервной ситуации Red Crew справилась превосходно, затянув гайки и позволив возобновить обратный отсчет запуска Artemis 1.

Директор NSAS Билл Нельсон благодарит Красную Команду за отвагу и мужество. Credit: NASA

«Знаете, я до сих пор не могу в это поверить. Как я уже сказал, это действительно просто потрясающе», — сказал Аннис во время интервью после запуска.

«Здесь нам помогало много людей, много команд, пожарная часть, — сказал Аннис. — Я уверен, что это было беспокойно. И вы знаете, NASA, Боинг, все другие компании проделали большую работу. Мы рады быть частью этого». В подтверждение того, насколько редкой была эта опасная процедура, телекомментаторы NASA, берущие интервью у Red Crew, добавили, что Кэрнс сказал, что он прослужил в команде 37 лет, и до вчерашнего инцидента его никогда не вызывали для ремонта полностью заправленной ракеты. Миссия Artemis 1 сейчас благополучно выполняет свою 25-дневную миссию через глубокий космос к Луне, где она проложит путь для будущих миссий с экипажем. Космический корабль «Орион» достигнет Луны в понедельник (21 ноября), после чего проведет еще несколько дней, позиционируясь на лунной орбите.

Миссия завершится 11 декабря, когда «Орион» снова войдет в атмосферу Земли на скорости 25 000 миль в час (40 233 км/ч) и испытает температуру до 5 000 градусов по Фаренгейту (2760 по Цельсию), прежде чем приводнится в Тихом океане.  Надеюсь, без Красной команды.

Перевод: Александр Тарлаковский (блог tay-ceti.space)
Оригинал: NASA’s daring Artemis 1 ‘Red Crew’ saved the day for the launch to the moon. Here’s how.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Это пользовательский материал, написанный участником сообщества, который не входит в состав редакции или администрации. Поддерживая авторов оценками, вы помогаете нашему сообществу развиваться.

Войдите, чтобы видеть ещё 19 комментариев, участвовать в обсуждении и не видеть рекламу.
Экономный Вернер фон Браун

Безопасность? Не, не слышали...

Полезный Джефф Бизнес

В жизни всегда есть место подвигу. Главное - держаться от этого места подальше.

Идейный Юрий Г.

"...Гайки уплотнений были явно ослаблены..." Кто-то пытался отвернуть гайки на грузила для удочек, но не успел: вызвали Рэд Тим, она и помешала.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам:

Зарегистрируйтесь на сайте, чтобы не видеть рекламу, создавать и отслеживать темы, сохранять статьи в личные закладки и участвовать в обсуждениях
Если не получается зайти отсюда, попробуйте по ссылке.