Почему Япония такой важный партнёр для NASA?

На свою первую попытку добраться до поверхности Луны Соединённые Штаты Америки потратили около 283 миллиардов долларов. Страна делала всё самостоятельно. Но времена меняются. Также, как и меняется подход США к исследованию Луны в рамках новой программы “Артемида”. Эта инициатива, несмотря на то, что Штаты имеют в ней ведущую роль, будет гораздо более международно-ориентированной, чем программа “Аполлон”. И Япония быстро превращается в одного из самых важных партнёров в этой новой лунной программе. Возможно, Страна восходящего Солнца уже таковым является.

Японский модуль Международной космической станции “Кибо”. Credit: JAXA.

NASA довольно продолжительное время “дразнило” общественность идей об участии Японии в программе “Артемида”. И все эти разговоры таки воплотились в реальность. Девятого июля этого года страны подписали соглашение о дальнейшем сотрудничестве по вопросам пилотируемых миссий. Соглашение даёт NASA столь необходимого партнёра в лунной программе, без которого агентству было бы намного труднее достичь долгосрочных целей по созданию устойчивого поселения на поверхности нашего спутника.

По словам эксперта по космической политике из Университета Джорджа Вашингтона Джона Логсдона, американо-японские отношения в области космоса имеют давнюю историю, и в последние 40 лет Япония была лучшим международным партнёром для США. Хотя страна и отказалась работать над программой “Спейс-шаттл” в 1970-х, в начале 1980-х она изменила свой курс и присоединилась к программе по созданию Международной космической станции.

С того времени начался стремительный рост возможностей Японии в области космонавтики. В сотрудничестве с корпорацией Mitsubishi страна создала надёжную ракету-носитель H-2A. Японское агентство аэрокосмических исследований (JAXA) добилось успеха в ряде крупных научно-исследовательских проектов: космический радиотелескоп HALCA,  диаметром 8 метров; миссия по забору образцов грунта “Хаябуса”, отправленная к астероиду (25143) Итокава; лунный орбитальный аппарат “Кагуя”, первая успешная демонстрация работы технологии солнечного паруса в межпланетном пространстве под названием IKAROS; и “Хаябуса-2” – миссия по возвращению образцов грунта с астероида (162173) Рюгу. Помимо этого, с 1990 года в космосе побывали 12 японских астронавтов.

У Японии имеется богатое космическое прошлое. Намного более богатое, чем у большинства американских космических партнёров. Эта страна способна создавать и использовать такие космические технологии, которые могут продвинуть вперёд программу исследований Луны. Взамен, Япония получает возможность участвовать в крупной пилотируемой программе и, вероятно, отправлять своих астронавтов на Луну через миссии NASA. У JAXA нет никакой необходимости оплачивать и разрабатывать собственную лунную программу.

Снимок кратера Репсольд, сделанный лунным орбитальным аппаратом “Кагуя”. Credit: JAXA/NHK.

Чем же Япония может помочь в реализации проекта “Артемида”? О чём-то конкретном пока говорить сложно. Но известно, что JAXA отправит научную полезную нагрузку в рамках миссий “Артемида-1” (беспилотный полёт вокруг Луны) и “Артемида-2” (полёт по той же траектории, но пилотируемый). Директор по международным отношениям JAXA Йошиказу Сёдзи отметил, что Япония намерена принять участие в разработке окололунной станции Gateway. В частности, речь идёт о создании систем энерго- и жизнеобеспечения для жилого модуля станции под названием HALO (недавно стало известно, что Япония займётся созданием систем жизнеобеспечения и для модуля I-HAB – прим. переводчика). JAXA также сможет помочь в доставке различного рода грузов на станцию: для этих целей агентство создаёт космический корабль HTV-X.

Япония может сыграть важную роль в вопросах высадки на поверхность нашего спутника. Миссия JAXA SLIM (Smart Lander for Investigating Moon), намеченная на 2022 год, продемонстрирует совершенно новую технологию точной посадки, которая в дальнейшем может оказаться очень полезной как для пилотируемых, так и для роботизированных аппаратов. Государство также работает с Канадой и Европейским космическим агентством над транспортной системой HERACLES, благодаря которой люди смогут доставить полезную нагрузку на Луну или вернуть с её поверхности какие-то ценные ресурсы, добытые там. Система HERACLES всё ещё находится в стадии разработки, но в долгосрочной перспективе она поспособствует развитию как окололунной станции, так и программы “Артемида”.

Однако, самым большим вкладом, который Япония может внести в исследования Луны, вероятно, будет являться создание герметичного лунохода, в котором астронавты смогут путешествовать по поверхности спутника. Исполняющий обязанности директора Отдела разработки передовых технологий NASA Марк Красич отметил, что такой аппарат действительно планируется использовать в более поздних лунных миссиях. И NASA намерено работать с JAXA и корпорацией Toyota для того чтобы построить это транспортное средство к 2029 году. Сильная автомобильная промышленность Японии наверняка поспособствует в этом деле.

Концепт-арт герметичного лунохода – совместной разработки корпорации Toyota и Японского агентства аэрокосмических исследований. Credit: Toyota.

По словам Логсдона, наличие такого партнера, как Япония, не только помогает компенсировать технологические затраты США, но и способствует стабильности всей лунной программы:

Международное сотрудничество пользуется популярностью в Конгрессе, и я полагаю, что это утверждение верно и для большей части общественности

Новые соглашения означают, что финансирование становится более надежным. А для космической программы со столь долгосрочными целями это очень важно.

Соглашения также дают США надёжного союзника, который может выступить в качестве оплота против другой растущей космической державы в азиатском регионе, Китая.

По словам эксперта по аэрокосмической безопасности из Центра стратегических и международных исследований Кейтлин Джонсон, Япония может обеспечить большую региональную стабильность, которая компенсирует влияние Китая, как в космосе, так и в смежных технологических секторах (например, оборонной отрасли). Хотя в США гражданская и оборонная стороны космической программы функционируют практически независимо друг от друга, в таких странах, как Япония, это не так. Вероятно, что работа в рамках проекта “Артемида” восполнит некоторые пробелы в области космической обороны для Японии. Например, поможет улучшить методы идентификации спутников-шпионов.

Как отмечает Кейтлин, взаимодействие между двумя странами в космосе похожи на то, что мы видим в отношении обмена разведывательными данными между государствами альянса Five Eyes (в который входят США, Австралия, Канада, Новая Зеландия и Великобритания).

Эти отношения вышли за рамки вопросов разведки и проникли во многие области национальной безопасности, включая космос. Что-то похожее мы видим и со стороны Японии, которая получает признание надёжного союзника.

Помимо выгоды в оборонной отрасли, Джонсон отмечает ещё кое-что. Освоение космоса с партнёрами – дело вполне себе выгодное. И сотрудничество с Японией выглядит вполне очевидным вариантом:

Если мир действительно серьёзно относится к исследованию космоса и установлению постоянного присутствия на Луне, я считаю, что мы должны достигать этих целей, решать проблемы и добывать ресурсы вместе.

Источник

Увійдіть, щоб читати ще 16 коментарів, брати участь в обговореннях та не бачити рекламу.
Якісна Космічна Альпака

Вдохновляюще. Кстати, для отправки на луну такой вот Тойоты только Старшип и сгодится.

Відмінний Ілон

Японцы очень серьёзны и последовательны. Инженерия у них очень высокая. Они умеют просчитывать неудачи наперёд. А со "старшипом" Илон идёт " на пролом через мины". Будем надеяться что у него всё получится. И как заявлено о реализации запуска тойоты - к поздней части "Артемиды" - то старшип должен подоспеть.

Кохана Лея С.